Клуб | Главная страница
На главную Карта сайта Обратная связь
Поиск
Главная
Статьи
Фотогалереи
Общение
Новости

Новые описания

06.02.12

Музей техники Вадима Задорожного

Основан был музей не так давно - в 2004 году, а в новое здание переехал через четыре года, в 2008 году. Желающих посетить музей довезет маршрутное такси «Строгино – Захарково» от станции...

- Авто недели -

Ferrari Number One

Далее

Голосование | Обсуждение
Автомобили
Производители
Русское ретро
Автоспорт
Личности
Автовладельцам на заметку

Производители

Еще в 19 веке предприимчивые ее члены торговали скобяными изделиями, делали дробилки для кофе, а велосипеды Пежо и по сей день одни из самых лучших и доступных по цене в мире. В 1876 году они занялись...


Сначала основатели объединились  как «Бэнфорд & Мартин». Первый «Астон-Мартин» был выпущен в марте 1915 года Мартином, установившим 1,4-литровый мотор с 4 цилиндрами...


Энцо Феррари с детства мечтая стать автогонщиком, долгое время работал на «Alfa Romeo». Знаменитого гонщика из него не получилось, зато его имя теперь известно любому как создателя...


В 1922 году автомобили «Bentley» победили в командных гонках Tourist Trophy, а вскоре один из гонщиков взял на «Бентли» четвертое место в Ле-Мане. В конце 30 года Bentley создала...


Образована компания в 1919 году Андре Ситроеном как «Акционерное общество Ситроен» с целью массового выпуска дешевых автомашин. Первый выпущенный "Citroen" стал также и первым...



Главная | Автоспорт | Советский автоспорт

Стране Советов с ее пятилетними планами было не до развития автомотоспорта и участия в гоночных мероприятиях. Новые спортивные автомобили не разрабатывались и не создавались. Все это относилось к разряду буржуазной роскоши, которой не было места в послереволюционной России. Забылся и бесследно исчез даже знаменитый Руссо-Балт С24/55.


Тем более удивительно появление в это время уникального творения А.О.Никитина под названием «ГАЗ А Аэродинамический».

Алексей Осипович Никитин родился в 1903 г. в Коломне Московской области в простой семье крестьян. С юных лет тянувшийся к знаниям, технике, любознательный и усердный, мальчик успешно закончил школу и поступил в 1924 году в Московский механический институт им. М.В. Ломоносова на автомобильное отделение моторно-транспортного факультета. По окончании Никитин получил профессию инженера-механика, поступил в аспирантуру и стал преподавать.


В 1932 году была была организована Военная академия механизации и моторизации РККА. Позднее она называлась Военной Академией Бронетанковых Войск). Молодой конструктор  - преподаватель автомобильной кафедры, которая была одной из основополагающих в академии –активно принялся за преподавание и исследовательскую деятельность в области боевых и эксплуатационных качеств колесных машин, их конструкции, прочности. К военным кадрам  в ВАММ РККА было повышенное внимание и предъявлялись серьезные требования.


Заинтересовали Никитина более всего труды американских и французских ученых в области аэродинамики автомобилей. А так как разведка в стране Советов работала хорошо, сотрудники Военной академии всегда могли иметь самую новую и последнюю информацию по иностранным разработкам в области автомобильной промышленности. В Европе и США уже давно занимались вопросом уменьшения коэффициента лобового сопротивления автомобилей. Американский конструктор Бюринг, немецкий инженер Румплер серьезно занимались этим вопросом и придавали ему важное значение. В Германии, которой после поражения в Первой Мировой Войне запретили иметь воздушный флот, в аэродинамических трубах продувались автомобили.  Во многом этим объясняется  такой скачок в автомобильной промышленности Германии перед Второй мировой войной.

Темой своей кандидатской диссертации А.О.Никитин избрал исследование обтекаемости автомобиля, он страстно хотел воплотить в жизнь идею сокращения расхода топлива, увеличения скоростных характеристик автомобиля за счет уменьшения Сх (коэффициента лобового сопротивления). Техническая база у академии была отличная, имелся даже едва не единственный в стране роликовый стенд, и Никитин занялся исследованиями, строил экспериментальные образцы.


Сначала Никитин изготовил макеты в масштабе 1:10 и занялся их продувкой в аэродинамической трубе в лаборатории им профессора Жуковского Московского авиационного института. Идеальная форма с точки зрения обтекаемости - форма капли жидкости, и Никитин делал модели исходя из этих соображений. Конечно, сходство модели и настоящего автомобиля было условным - дно модели было абсолютно ровное, а колеса не вращались. К тому же существовало еще одно ограничение - донором был выбран автомобиль ГАЗ-А, выпускавшийся с 1932 года, и бывший на то время самым массовым автомобилем в стране. Недостаток заключался в том, что шасси ГАЗ-А - высокорамное, и минимальная возможная высота опытного образца оценивалась в 1700 мм.

Никитин провел огромное количество экспериментов и определил оптимальную форму автомобиля не только с позиций аэродинамики, но и учитывая технические условия. Такой формой, обладающей наилучшей обтекаемостью, был автомобиль с очень длинным хвостом, который даже построить было нелегко, не говоря уже о возможностях его использовать. Коэффициент обтекаемости или коэффициент лобового сопротивления Сх такой модели был равен 0,175. Если взять тот же показатель у автомобиля ВАЗ-2112, а он один из лучших в своем классе, то он будет равен 0,335.

Чтобы изготовить настоящий опытный образец, ГАЗ-А разобрали почти полностью, оставив лишь шасси и двигатель. Новый кузов имел деревянный каркас, обшитый стальными листами, V-образное лобовое стекло, наклоненное назад под углом 45 градусов, полностью закрытые обтекателями задние колеса, утопленные в крылья фары. Даже замки капоты были перенесены внутрь, а подножки располагались внутри автомобиля, за дверями.

Ширина автомобиля осталась той же - 1710 мм, но салон стал шире за счет более узких крыльев. Длина кузова составляла 4970 мм, при колесной базе в 2620 мм. Масса - 1270 кг (масса стандартного ГАЗ-А - 1200 кг). При условиях серийного производства массу можно было снизить примерно до 1170 кг, а в задних обтекателях устроить крышки для замены колес, но масштабного производства в планах не было. В довершении мотор объемом 3285 см. куб. оснастили алюминиевой ГБЦ, и увеличили степень сжатия с 4,15 до 5,45 единиц, увеличив мощность до 48 л.с. при 2600 об./мин. (у заводского - 39 л.с. при 2300 об./мин.).


Результаты ходовых испытаний были впечатляющими: расход топлива сократился более чем на 25%, максимальная скорость увеличилась с 80 км/ч до 106 км/ч, приблизившись через двадцать лет к рекорду Руссо-Балта С24/55. Коэффициент лобового сопротивления Сх был выше, чем у масштабной модели и составлял 0,207, но это было на 48% меньше, чем у ГАЗ-А.

Достижения молодого конструктора не остались незамеченными наверху. Постановлением президиума центрального совета союза обществ Автодор СССР от 13 марта 1935 года на дальнейшие работы по изучению обтекаемости автомобилей было выделено 2000 рублей, а самого инженера - А.О. Никитина, премировали разбитым автомобилем Форд и пообещали помочь в восстановлении «американца». Сам ГАЗ А Аэро был передан Автомобильному совету ЦС для изучения. Здесь следы уникального автомобиля теряются.

Никитин продолжал работу по изучению аэродинамики до 1941 года, когда пришлось взяться за работу над шасси танков, и более к вопросам обтекаемости не возвращался. С 1941 по 1974 год А.О. Никитин написал около полусотни работ на тему гусеничных транспортных средств и защитил несколько авторских патентов.

Остается сожалеть, что работа А.О Никитина не была продолжена и не нашла в те годы практического применения. Для этого, конечно, был ряд причин. Такой дизайн казался тогда  слишком смелым. Подобный опыт фирмы "Крайслер" в 1934 году закончился полным провалом два года спустя, несмотря на солидную рекламную поддержку. Кроме того, помешала война. И неизвестно, как бы выглядели наши отечественные автомобили, если бы наши Никитины продолжили свою работу?

14 декабря 2008

Русское ретро

Основан был музей не так давно - в 2004 году, а в новое здание переехал через четыре года, в 2008 году. Желающих посетить музей довезет маршрутное такси «Строгино – Захарково» от станции...

В конце 1911 года произошло событие, благодаря которому сейчас отмечается славный юбилей, родился первый буквенный трамвайный маршрут - «А». В народе ласково именуемый «Аннушкой»...

Машина имела массу 300 кг и развивала максимальную скорость 20 км/ч. Производили ее два предприятия: мастерская по изго­товлению экипажей П. Фрезе и завод двигателей Е. Яковлева. В это время в...

Фотогалерея

смотреть

 

смотреть

 

смотреть

Клуб любителей ретроавтомобилей

Автомобили | Производители | Русское ретро | Автоспорт | Личности | Автовладельцам на заметку